Первый образовательный
25 мая 2020, понедельник
Первый образовательный  
ГЛАВНАЯ ПЕРВЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАТОРАМ СЕТЕЙ КТВ РЕКЛАМА НА ТЕЛЕКАНАЛЕ КУПИТЬ НА DVD
 
 

 
 

TV-обучение: история и неизбежность "взрывного" роста

Образование и общество, № 6 (47). Ноябрь-декабрь, 2007, авторы: М. Ю. Сивергин, Е. Д. Сотникова, В. М. Кроль


Внедрение телекоммуникационных технологий в образовательное пространство стран современного мира позволяет говорить о конструктивном подходе к решению одной из сложнейших проблем современной России и мира в целом – формированию индивидуально ориентированной, доступной для человека культурно-образовательной среды.
 
Глобализация и всеобщая мобильность современного общества не представляют сомнения. Обусловливающий эти процессы рост науки, техники, промышленности неразрывно связан с ростом информационных обменов между странами, компаниями, производителями и потребителями, отдельными людьми. Если с середины прошлого XX века о наступлении эры постиндустриального общества говорили только отдельные социологи и «футуристы», то сегодня, в начале XXI века и III тысячелетия, пожалуй, большинство руководителей промышленности, политиков и ученых вынуждены считаться с реалиями постиндустриального общества. Действительно, сегодня практически все крупные корпорации, финансовые институты являются международными, объемы товарных, финансовых, людских и интеллектуальных потоков между странами и отраслями показывают лавиноподобную динамику. Более того, подобные изменения касаются многих аспектов личной жизни людей, культурных и социологических процессов. Все это означает, что активно развиваются процессы взаимного перемешивания культур. И все эти процессы требует динамичного получения разнообразных знаний жителями разных регионов, возрастов и социальных слоев.
Результатом таких глобальных сдвигов является повсеместное внедрение телекоммуникационных технологий в образовательное пространство многих стран мира (1, 3). Возможно, именно эти события представляют собой наиболее значимые изменения, происшедшие в мировой образовательной системе за последние десять лет. Задачи информационной мобильности, оперативного получения знаний из самых разнообразных предметных областей все в большей степени требуют модернизации традиционного, «классического» обучения. Образно говоря, можно считать, что вплоть до середины прошлого века многовековая теория и практика образования основывалась на тезисе «одно образование на всю жизнь». Если человек получал диплом инженера или степень доктора, то это давало ему право считаться специалистом в течение всей жизни. Этот факт отражается в общепринятом бытовом выражении «он получил блестящее образование».
Сегодня мир живет в период перехода общественного сознания к тезису «непрерывное образование в течение всей жизни». Причем следует отметить, что, по многим экспертным оценкам, период существенного обновления знаний в современной науке и практике соответствует примерно пяти годам. Этот ориентир показывает, что нельзя один раз получить даже очень хорошее образование, достаточное для всей жизни. Багаж знаний специалиста должен обновляться практически непрерывно, даже если он работает в одной и той же области.
Непрерывность образовательного процесса является еще более необходимой, если человек меняет свою профессиональную ориентацию. Крайне существенным является то, что непрерывное образование должно осуществляться неотрывно от работы, с использованием индивидуальных программ, соответствующих потребностям человека, и гибкого графика. В пределе это означает формирование ситуации неразрывности работы и учебы. Фактор конкурентоспособности требует от специалиста постоянного отслеживания развития знаний в его предметной области. Следует заметить, что центр тяжести образовательного процесса как бы становится распределенным на пространстве школа вуз – работа – дом. При этом роль корпоративного и домашнего образования растет в наибольшей степени (1, 2). Вообще, интересно отметить, что в историческом плане фокус процесса образования сдвигается от жестко привязанного к месту церковного образования через централизованные виды образования в государственных учреждениях к широко распределенным корпоративным и домашним точкам. 
Таким образом, мы приходим к выводу, что решение всех этих задач может быть получено только на основе использования различных вариантов дистанционных, телекоммуникационных технологий индивидуально ориентированного обучения. Реальную основу для развития мобильного, on-line обучения создает использование спутниковых телекоммуникаций, спутникового образовательного телевещания. Различные виды такого дистанционного обучения уже в своем сегодняшнем виде включают в себя преимущества традиционного, «классического» и интерактивного обучения. 
С одной стороны, программы TV-обучения и телевещания способны предлагать продуманные, унифицированные учебные продукты, разработанные общепризнанными специалистами. С другой стороны, эти учебные продукты может получать любой пользователь, независимо от места и времени обучения. При этом каждый пользователь имеет принципиальную возможность быстрого, интерактивного общения с выбираемым им преподавателем, возможность формирования индивидуальных траекторий обучения и проведения объективного контроля знаний.
Конечно, нужно учитывать существование огромного количества проблем, стоящих перед телекоммуникационными формами обучения. В первую очередь, это проблемы качества учебных продуктов, их цены и доступности. В связи с этими вопросами возникают и проблемы, связанные с недостаточной заинтересованностью потребителей в использовании курсов низкого качества, неадаптированных или плохо адаптированных учебных продуктов. В качестве оценки значимости этих проблем, по экспертным оценкам аналитиков, от 50 до 70 % слушателей дистанционного телеобучения не заканчивает выбранные курсы.
Тем не менее, для специалистов крупнейших международных организаций становится очевидным, что современное обучение, приобретение знаний должно быть основано на активном развитии телекоммуникационных технологий. Построенное на знаниях общество все в большей степени требует внедрения дистантных образовательных TV-технологий во все сферы своей деятельности. Основная часть работающего и учащегося контента давно созрела для использования возможностей телеобразования и готова активно подключаться к каналам, предлагающим подобные услуги. Различные виды телевизионного образования в течение двух последних десятилетий активно завоевывают позиции не только в развитых, но и развивающихся странах мира. Эта «экспансия» протекает в тесной корреляции с развитием современных средств спутниковых и кабельных телекоммуникаций (3).
На фоне растущего спроса на образовательную продукцию не удивительно, что сама идея создания образовательной компоненты телевизионного вещания буквально «носится в воздухе» (или, если угодно, в эфирном пространстве страны). Примерами являются такие первые попытки, как канал «Школьник ТВ» Министерства образования и науки РФ.
Наиболее развитым в этом плане на сегодня является спутниковый телеканал СГУ ТВ. Канал существует с 1998 года, вещание канала охватывает практически всю территорию России и ближнего зарубежья. Зрителям бесплатно предлагается обширный спектр обучающих, просветительских и познавательных программ – от лекционных курсов по самым разным направлениям до последних известий из лабораторий «высокой науки», сценических площадок и выставочных центров. В 2005 году аудитория канала составляла порядка 8 млн. человек, с  2007 года началось  вещание СГУ ТВ в кабельной сети в Восточном и Юго-Восточном округах Москвы. СГУ ТВ представляет тщательно продуманные учебные видеопродукты, созданные учеными с мировыми именами. На сегодня в эфире телеканала СГУ ТВ идут занятия по 21 дисциплине.
Очевидно, что для успешного позиционирования телевизионного канала на рынке крайне важна опережающая политика формирования его образовательного вещания в плане определения собственного стиля, наполнения и формы подачи учебного материала. Правильное решение этих задач позволяет решать одну из сложнейших проблем современной России и современного мира в целом – формирование индивидуально ориентированной, доступной для человека культурно-образовательной среды.

 

 
 
Rambler's Top100     Яндекс.Метрика