Первый образовательный
25 мая 2020, понедельник
Первый образовательный  
ГЛАВНАЯ ПЕРВЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАТОРАМ СЕТЕЙ КТВ РЕКЛАМА НА ТЕЛЕКАНАЛЕ КУПИТЬ НА DVD
 
 

 
 

Телеканал «СГУ ТВ»

Телеспутник, ноябрь 2006 г., автор: В. Колюбакин


    Сэр Артур Кларк, представляя идею геостационарных спутников связи в конце 1940-х, упоминал, что одним из применений таких систем может стать организация процесса обучения. Нельзя сказать, что обучающее телевидение занимает ведущие позиции, но тем не менее это совершенно определенная и достаточно устоявшаяся ниша. В большинстве стран оно идет как государственная программа, но также есть и коммерческое обучающее телевидение.

   В 1997 году Министерство образования РФ поставило эксперимент по организации дистанционного обучения. Его целью было выяснение и анализ различных аспектов такого обучения и подготовка соответствующих нормативных документов. В эксперименте приняли участие шесть вузов, одним из которых было негосударственное образовательное учреждение «Современный гуманитарный университет» (НОУ СГУ). В документах, выпущенных по результатам эксперимента Министерством образования РФ, отмечалось, что СГУ удалось создать эффективную схему. Одним из факторов, повысивших эффективность, стало использование передачи сигнала через спутник. У СГУ на тот момент уже был опыт работы с сетью филиалов. Университет начал образовательную деятельность в 1993 году. Его отделения расположены по всей территории России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Минимальное количество обучаемых, необходимое для создания филиала, — 15
25 человек.
   Проект создания сети дистанционного обучения на основе сети Интернет был отвергнут по двум причинам. Во-первых, пользование Интернетом предполагает некоторую начальную квалификацию, которой (тем более 10 лет назад) не обладали не только ученики, но и преподаватели. Во-вторых, банальное отсутствие нормального Интернет-доступа во многих населенных пунктах. Телевидение гораздо привычнее, поэтому было решено построить собственную сетевую инфраструктуру и на первом этапе реализации приоритетным считать спутниковую передачу. Интернет и вообще интерактивные методы были отложены на будущее. Первые передачи из студии СГУ начались в декабре 1998 года.


     Сначала Академия пользовалась услугами ТК «Мир», но было понятно, что для столь масштабного проекта необходим собственный наземный сегмент. Сначала предполагалось установить телепорт на площадке «Мира», но ректор принял решение создавать телепорт на территории Университета. Начался поиск компании-интегратора и компаний-поставщиков, параллельно шло получение необходимых разрешений и лицензий. В сентябре 2000 года «СГУ ТВ» начало вещание с собственной передающей станции. Позднее встал вопрос о более полном использовании всех возможностей стандарта DVB. Была приобретена аппаратура для передачи данных, учебный материал стали передавать по спутниковому каналу. В настоящее время в пакете СГУ передается три канала два телевизионных и канал передачи данных для своих филиалов. Для организации канала высокоскоростного доступа в Интернет через спутник установлен IP/DVB шлюз. Задача шлюза состоит в преобразовании (инкапсулировании) IP пакетов в транспортные пакеты MPEG-2. Преобразованный поток Интернет-данных подается на мультиплексор и далее в составе общего транспортного потока передается на спутник.
   На передающей станции все оборудование резервируется. Каждый канал имеет 100 %-ное резервирование. Оборудование станции питается от источника бесперебойного питания.
   Довольно долго около полугода шла отработка технологий. Как технического аспекта, так и творческого. Преподавание посредством телевидения оказалось немного не таким, как это представлялось вначале, и преподавателям пришлось привыкать говорить не в аудиторию, а в камеру. Также по-другому пришлось иллюстрировать лекции.
     По мере увеличения количества региональных отделений Академии и накопления опыта работы слегка изменялось и общее направление. Одним из основных изменений стало расширение тематического диапазона программного вещания. Вначале программы несли чисто учебный характер. Впоследствии пришлось перейти к широкой культурно-образовательной направленности предлагаемого зрителю контента. С 2004 года по «СГУ ТВ» началась регулярная трансляция документальных, художественных, мультипликационных фильмов, цикловых телепрограмм культурно-просветительской и научно-популярной ориентации. Это развитие привело к закономерному разделению вещания на два канала чисто учебный и культурно-образовательный. В городах с высоким образовательным потенциалом на базе региональных отделений создаются Центры удаленного вещания. В ЦУВ готовятся передачи, ретранслируемые центральным отделением. 28 июля 1999 года в Санкт-Петербурге была создана региональная студия спутникового образовательного телевидения СГУ. Связь с центральным   отделением   была   организована   при   помощи  линии  ISDN  (384 кбит/с). Региональная студия спутникового образовательного телевидения СГУ в Самаре существует с 20 марта 2000 года. Телестудия в Самаре оборудована по аналогии со студией удаленного вещания Санкт-Петербурга.


   Телевизионный центр состоит из трех студий и контрольной аппаратной. Все студии однотипны и предназначены как для проведения прямого эфира, так и для записи передач. Одна из студий оборудована для проведения интерактивных передач. Все они связаны между собой и могут работать как отдельно, так и одновременно для организации телемостов и видеоконференций. Каждая студия имеет выход в спутниковую аппаратную и выходы на сеть ISDN, что позволяет организовать телемосты с другими городами и странами. Студийные помещения свето- и звукоизолированы и оснащены мощной системой кондиционирования. Каждая студия оборудована телевизионными камерами, видеоконтрольными   устройствами,  позволяющими    работать    как  в  аналоговом, так и в цифровом форматах, телесуфлером и оснащена общим и специальным освещением. Используемые технологии позволяют проводить интерактивные передачи. Координация работы студий ведется из центральной контрольной аппаратной, оборудование которой позволяет видеоинженеру, находясь за центральным пультом, работать в эфире и следить за работой всех студий одновременно. В аппаратной размещены пульты управления и видеоконтрольные устройства, на которые поступают телевизионные изображения от различных источников (камер, видеомагнитофонов, компьютеров). Здесь же установлено оборудование для видеоконференцсвязи.
     Развитие телеканала идет, в общем и целом, обычным путем. Увеличивается количество передач, идет модернизация оборудования. До недавнего времени развитие мультисервисной сети и собственно телеканала шло одновременно. Но работа сети и телевещание — это несколько разные направления. Сеть телевещательная (и тем более организация вещания и создание материалов) и сеть мультисервисная выполняют разные задачи. Поэтому было решено разделить эти два направления, и теперь они развиваются независимо.
     Телеканал «СГУ ТВ» вещает не только для филиалов Академии, но и пользуются спросом в кабельных сетях. Как правило, просьба включить «СГУ ТВ» в местной кабельной сети поступает от работников системы образования, которые каким-либо образом узнали о существовании такого телеканала. «СГУ ТВ» не берет каких-либо денег за ретрансляцию своего канала, однако требует заключить договор. Тем не менее многие кабельные операторы, считая, что бесплатный телеканал можно включить просто так, заключать договоры не торопятся, что создает для телеканала некоторые проблемы. В какой-то момент вставал вопрос о возможном кодировании сигнала, но (не без некоторых колебаний) этого решили не делать. По некоторым данным, сегодня аудитория «СГУ ТВ» на порядок превышает численность студентов Современной гуманитарной академии и составляет более двух миллионов человек. Были заключены договоры с 226 сетями.
     В прошлом году телеканал провел исследования своей аудитории. Половина зрителей «СГУ ТВ» имеет высшее образование, 20 % – незаконченное высшее, 15 % – среднее, 4 % – неполное среднее, 11 % – начальное. По возрасту самая многочисленная аудитория оказалась в диапазоне 25–29 лет – 29 % всех зрителей. Далее следует категория 19–24 года – 21 %, немного отстает категория 30–39 лет  – 19 %. 40–49 лет – 12 %, 50–59 лет – 7 %, зрителей до 18 лет – 6 %, точно такое же количество зрителей после 60 лет.
   Интересен разброс и по месту жительства. Центральный округ – 29 %, ближнее зарубежье – 20 %, дальнее зарубежье – 11 %, Сибирский округ – 10 %, Приволжский округ – 7 %, Северо-Западный округ – 6 %, Южный округ – 6 %, Дальневосточный округ – 6 %, Уральский округ – 5 %.
     В двух городах — Тольятти и Уфе — были проведены исследования «смотримости» телеканалов в местных кабельных сетях. И если по результатам исследований «СГУ ТВ», разумеется, проигрывает высокорейтинговым каналам, таким как «РТР», «НТВ», MTV и им подобным, то опережает многочисленные нишевые каналы вроде Fashion и «Охота и рыболовство», но и (что явилось даже некоторым сюрпризом для руководства) некоторые развлекательные вроде «Русского иллюзиона».
     На самом деле сегодня, особенно если выйти за пределы более-менее крупных городов, для Российской Федерации с населением, распределенным на огромной территории, дистанционное обучение является практически единственным способом получить приличное образование. Можно заметить, что сейчас, особенно в связи с программой перехода эфирного телевещания на цифровой формат, очень много говорится о цифровом неравенстве и его ликвидации.       Гражданин Российской Федерации имеет право на получение информации независимо от места его проживания. На этом фактически и строится программа реконструкции телевещательной сети и программа универсальной услуги связи. Однако право на образование аналогично прописано в Конституции РФ и, что характерно, также не зависит от места проживания. Было бы логично рассматривать реализацию этого права на том же самом уровне, что и ликвидацию цифрового неравенства, но этого пока что не наблюдается. Остается надеяться, что внедрение универсальной услуги связи и ликвидация цифрового неравенства хоть в некоторой степени поспособствует ликвидации неравенства образовательного.

 

 
 
Rambler's Top100     Яндекс.Метрика