Первый образовательный
29 марта 2024, пятница
Первый образовательный  
ГЛАВНАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧИ КУПИТЬ НА DVD
 
 

 
 

Социологические исследования в помощь образовательным каналам

BROADCASTING. Телевидение и радиовещание, № 3, май 2006 г., автор: Е. Д. Сотникова


 
 
Cуществует ли сегодня реальная  потребность в телевизионном  образовании, и если существует, то как ее измерить? Может быть, бурное развитие дистанционного обучения, огромные тиражи учебников и пособий различного типа говорят о неактуальности образовательного телевидения и отсутствии необходимости развития и поддержания его инфраструктуры за счет выделения особых частот спутникового вещания, денежных средств и привлечения человеческих ресурсов?

Зрители и их предпочтения

   Оценки специалистов и, главное, пользователей свидетельствуют о наличии спроса на образовательное телевизионное вещание. Они основываются, с одной стороны, на несовершенстве Интернета в России, а с другой на том, что персональный компьютер еще не скоро появится у отдельно взятого учащегося. К тому же большая часть российских учителей в обозримой перспективе будет рассматривать телевидение в качестве привычного и самого доступного носителя образовательной информации.
     Интересно отметить, что даже в значительно более "интернетизированных" странах, чем Россия, не прекращается устойчивый рост образовательного телевидения. Например, передачи американской телекомпании Cable in the Classroom смотрят 4 из 5 американских школьников. В Великобритании каждый год открывается несколько образовательных телепрограмм. В Мексике проблему дефицита квалифицированных педагогических кадров пытаются разрешить активным развитием проекта Telesecundaria: по имеющимся данным, почти 75 % мексиканских учащихся, включенных в этот проект в 7-м классе, успешно продолжают обучение в его рамках в 8-м и 9-м классах.
   Тем не менее необходимость точных количественных оценок потребности в телевизионных образовательных продуктах очевидна. Реальным инструментом для получения таких сведений являются прикладные социологические исследования в области телевизионного контента. При правильной постановке задачи их результаты могут проиллюстрировать потребность населения в различных видах образовательной информации и отразить предпочтения зрительской аудитории (в частности, соотношение популярности авторских программ, излагающих взгляды ведущих ученых и преподавателей страны на актуальные проблемы современного мира, и телекурсов, максимально приближенных к содержанию университетских программ).
   Нерешенными остаются вопросы: о степени заинтересованности молодежи и людей более зрелого возраста, желающих повысить свой образовательный уровень, в таких программах, как "Телевизионный семейный университет", "Здоровье", "Мир живой природы" и других; о наполнении образовательного телевизионного канала материалами, адресованными взрослому работающему населению и нацеленными на образование, повышение квалификации и переквалификацию; об образовательных потребностях людей пенсионного возраста и инвалидов с ограниченными физическими возможностями. Эти проблемы становятся все более насущными в связи с растущей динамикой развития промышленности, миграцией больших масс трудоспособного населения и т. п.
Реальные цифры

   В качестве примера рассмотрим образовательный телевизионный канал СГУ ТВ (телевидение Современного гуманитарного университета, г. Москва) и социально-демографические характеристики его зрительской аудитории, которая в России на начало 2006 г. составляла несколько миллионов человек. Актуальность образовательного телевещания подтверждается ростом его аудитории: с 1 млн человек в 2004 г. до 3,5 млн человек в 2006 г. (рис. 1). Зрители канала представлены различными социальными группами населения страны: школьниками, студентами, преподавателями, абитуриентами, родителями, специалистами разных возрастов, пенсионерами.
   В настоящее время в сетку вещания канала СГУ ТВ входят такие образовательные передачи, как "Мир образования", "Авторские программы", "События культурной жизни", "Телекурсы", "Имена", "Домашний зоопарк", "Мастер-класс!", "Семейный доктор", "Спросим у юриста", "Школа здоровья", "Нить Ариадны", "Пангея", "Под солнцем Ойкумены", а также художественные и мультипликационные фильмы. Результаты социологических опросов отображают интерес населения к образовательным телевизионным программам. По данным опроса городского населения России в возрасте от 15 лет и старше, 6 % российских зрителей смотрят телевизионные передачи для повышения своего культурного и образовательного уровня. Аналогичные данные приводятся в социологических исследованиях аудитории телеканалов СГУ ТВ в городах Уфе и Тольятти: востребованность этих каналов среди населения составляла порядка  7 и 8 % соответственно.
   Таким образом, очевидно, что в последние годы потенциальная аудитория образовательных телевизионных программ растет. Возможно, не последнюю роль в этом процессе играет то, что старшее поколение, родители и учителя помнят о качественных телезанятиях по физике, химии, географии, биологии, литературе и истории, передававшихся Главной редакцией учебных и образовательных программ Центрального телевидения. Еще в 90-е годы прошлого века образовательное телевидение канала "Российские университеты" транслировало такие авторские программы, как беседы академиков Д. Лихачева, А. Панченко, Ю. Лотмана, историка театра А. Аникста и многих других.

Сформируем контент образовательных каналов вместе

   Сегодня крайне важным является точное выяснение предпочтений зрителей в отношении телепередач, рубрик, способов и стилей изложения внутри образовательного канала. Значимость именно этих вопросов подтверждают материалы имеющихся социологических исследований. Например, по данным изучения аудитории телеканала СГУ ТВ в г. Уфе, основная причина негативного восприятия это "скучная, неинтересная форма подачи" (35 %), а также то, что "передачи похожи одна на другую, нечего смотреть" (13 %) (рис. 2). Следовательно, необходимо активизировать научные исследования, направленные на повышение внимания и интереса к образовательной продукции.
   Полезную информацию для формирования контента образовательного канала может дать анализ зрительских предпочтений аудитории в отношении рубрик телепередач. Например, по данным Самарского областного фонда социальных исследований, среди предпочтений аудитории СГУ ТВ в г. Тольятти ведущие места в 2005 г. занимали такие рубрики, как "Телекурсы" (25 %), "Семейный доктор" (25 %), "Спросим у юриста" (24 %), "События  культурной жизни"  (22 %),  "Мир  образования"  (20 %),  "Школа здоровья"  (21 %). Внутри рубрики "Телекурсы" самыми популярными среди зрителей были курсы "Маркетинг в современном мире" (29 %), "Тенденции развития современного образования" (26 %), "Особенности порядка заключения внешнеторговых сделок" (24 %).


   Отдельной проблемой в развитии телеканала является обработка данных по востребованности тематических рубрик. По имеющимся на сегодня выборочным данным обследования аудитории г. Тольятти, 12 % зрителей отдают предпочтение психологическому направлению, 10 % - правовым вопросам, 9 % - информации о здоровье. 23 % аудитории затруднились с определением интересующей их темы.
   Следует полагать, что дальнейшее изучение заинтересованности аудитории в программах образовательного телевидения должно дать более полную информацию о потребностях различных групп населения. При этом особое внимание необходимо уделять грамотному и целенаправленному составлению анкет, так как их структура и формулировки вопросов, как известно, во многом определяют объективность получаемой социологической информации.


 

 

 
 
Rambler's Top100     Яндекс.Метрика