Первый образовательный
19 апреля 2024, пятница
Первый образовательный  
ГЛАВНАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧИ КУПИТЬ НА DVD
 
 

 
 

Образование без границ: экономия, качество

ЛОГОС-ПРЕСС, 25 июня 2002 г., автор: И. Гамов


В конце 20-го столетия появилась так называемая дистанционная система образования. Она уверенно завоевывает позиции во всем мире, прежде всего из-за более эффективного использования финансовых ресурсов и высокого качества образования, широкого охвата населения всех возрастов, независимо от мест их проживания и удаленности от крупных образовательных центров, где и сосредоточена разработка учебно-методического материала.
  Большой подвижкой в этом направлении стало недавно принятое Постановление Правительства Республики Молдова "О проекте закона о ратификации Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ" и "Об утверждении Соглашения о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах - участниках СНГ". У многих работников образования (да и не только) появились надежды. Неужели лед тронулся? 
  Классические методы преподавания, именуемые "фронтальными", складывались столетиями, и в одночасье уйти от них непросто. Лектор читал лекции студентам, используя в качестве "технических средств" доску и мел. А слушатели, в свою очередь, спешили запомнить и с помощью шариковой ручки занести информацию в конспект. На дискуссии, ролевые игры, обсуждение услышанного времени оставалось до неприличия мало. "Сосуд плавно наполнялся знаниями" до определенного предела, после которого происходило тупое, неосознанное запоминание материала. Такие занятия иначе как "мелодраматическими" трудно назвать. Подобная система большей частью вела к отвращению от учебы, что и наблюдается повсеместно. 
  Выпускники школ, желая получить образование высшее, приходят в вуз и по-прежнему учатся "от сессии до сессии". В итоге, не имея прочных знаний, не умея дискутировать, не владея профессиональной лексикой, они производят жалкое впечатление на работодателей. А главное, они не успевают полюбить свою профессию. Оговорюсь сразу: здесь не имеются в виду природные таланты, гении и счастливчики, случайно оказавшиеся в руках истинных мастеров образовательного дела. Речь идет о системе образования в целом. 
Время не стоит на месте, и ныне в образовательном пространстве процветают признанные мировым сообществом крупные учебные центры. Но они расположены порой далеко от места проживания потенциального студента. Добраться до них можно сравнительно быстро, но за немалую плату. Учиться в чужом социуме, вдали от родных мест накладно и психологически дискомфортно. Не забудем при этом, что в современных условиях со всем этим приходится мириться, ибо потребность в специалистах высшей квалификации необычайно возросла в условиях стремительного прогресса и рыночной экономики. Что делать? Да просто воспользоваться достижениями этого же технического прогресса!
  Современные образовательные технологии позволяют сделать процесс образования более интересным, а значит, и более эффективным вне зависимости от географической удаленности студентов от образовательного центра. 
И это, в конечном счете, обойдется дешевле! Особенно в нашем маленьком государстве, с высокой плотностью населения.
Потенциальные возможности для этого уже появились.
  К примеру, некоторые молдавские студенты могут, не покидая пределов Республики, получать образование по учебным планам института, находящегося в Москве. Там же изготавливаются рабочие учебники по всем изучаемым дисциплинам в предстоящем семестре. Эти учебники вручаются каждому студенту перед началом занятий. Там же, в Москве, налажено производство учебных видеофильмов для студентов. Видеолекции по десяткам дисциплин общей продолжительностью более 3 тыс. часов имеются в Кишиневе и Бэлць. 
  Студенты могут быть обеспечены набором аудиокассет и рабочих учебников к ним для изучения английского языка, изготовленных за пределами Республики. 
  Зарегистрированная в Российской Федерации телекомпания СГУ ТВ осуществляет трансляцию лекций ведущей профессуры России более чем в 150 городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, включая Молдову (Кишинев, Бэлць). 
  Через тот же спутник LMI-1 по дополнительному каналу идет круглосуточная трансляция в цифровом режиме слайд-лекций, записываемых на сервер, обслуживающий электронную библиотеку с видеотерминалами (мониторами). Уже сегодня студенты могут пользоваться 200 слайд-лекциями и около 30 тыс. учебников по всем специальностям, вызываемым на экран персонального компьютера. Транслируемые лекции можно слушать и видеть на экране телевизора. 
  Более того, студенты получают возможность пройти курс Кембриджского университета на английском языке "Введение в британское и европейское право" с получением соответствующего диплома Соединенного Королевства. Этот курс ретранслируется из Кембриджа телепортом СГУ ТВ на все телеантенны филиалов. 
  В связи с тем что учебно-методический материал создается в пилотном центре, отпадает необходимость в затратах на содержание кафедр, деканатов и штатных преподавателей в филиалах. Это несомненный выигрыш. Средства расходуются лишь на содержание аппарата управления и на развитие материально-технической базы. 
Особую роль в учебном процессе играют т.н. "тьюторы" (преподаватели-консультанты), работающие, как правило, в государственных вузах и имеющие ученую степень. На основе совместительства они ведут учебный процесс в активной форме, с применением ролевых игр, организуя семинары, дискуссии и комментируя, разъясняя студентам учебно-методический материал. Роль "человеческого фактора" при этом значительно усиливается, что способствует более полному усвоению изучаемых дисциплин. С учетом сказанного удается оптимизировать учебные планы и сократить обучение на один год, одновременно улучшив его качество.
Таким образом, сохраняется единый образовательный стандарт, не зависящий от места дислокации того или иного филиала. Эксперимент, проведенный в Российской Федерации, полностью подтвердил эффективность дистанционного обучения, а один из участников этого эксперимента, Современный гуманитарный университет (СГУ), получил Государственную аккредитацию РФ и Соединенного Королевства.
  Представляется целесообразным и в Молдове провести подобный эксперимент, включив в число его участников академию Экономических знаний, Бэлцкий педуниверситет и молдавский филиал СГИ. Последний, кстати, положил начало дистанционному обучению в Республике, что послужило поводом для проведения в 2001 году Международной конференции по дистанционному обучению в Кишиневе. В ее работе приняли участие делегаты практически от всех стран СНГ. 
  Председатель Межгосударственного комитета СНГ по образованию академик Е. М. Малитиков отметил, что Молдова стала пионером в Центральной Европе в части дистанционного обучения. Он выразил надежду, что новые современные образовательные технологии помогут нашему государству обеспечить свое будущее высококлассными специалистами. В той же тональности прозвучало выступление посла Молдовы в России, переданное через спутник из телевизионной студии СГУ в Москве непосредственно на экран Дворца Республики в Кишиневе. 
  О новейших разработках в сфере образовательных технологий говорил ректор СГУ академик М. П. Карпенко. Чего стоит хотя бы его сообщение о работах в университете по созданию персонального терминала наподобие мобильного телефона, совмещающего в себе функции компьютера и факс-модема. Обладатель такого устройства способен получать информацию для обучения, находясь в любом месте! 
  К сожалению, большинство чиновников, работающих с молодежью, не только не приняли участие в организации конференции, но и проявили полное безразличие к обсуждаемым проблемам. А у высшего руководства не нашлось и времени встретиться со столь известными и уважаемыми гостями. Тем не менее, с учетом сказанного, уверен: опыт дистанционного обучения, накопленный в мире и примененный у нас, в значительной мере сможет обеспечить будущее страны и вырвать ее из трясины бедности, коррупции, невежества. Понятно также, что государство может спасти лишь новое поколение специалистов с большой буквы, знания которых будут востребованы не только у нас, но и на безграничном образовательном пространстве. 
  Так, может быть, удовлетворив собственные потребности в специалистах высокой квалификации, мы сможем в будущем экспортировать "интеллектуальный товар", а не "живой"? Знания, а не сомнительные услуги?!

 

 
 
Rambler's Top100     Яндекс.Метрика