Первый образовательный
5 мая 2024, воскресенье
Первый образовательный  
ГЛАВНАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧИ КУПИТЬ НА DVD
 
 
СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУКОДЕЛИЯ
ШКОЛА ДОМАШНЕГО ДЕКОРАТОРА
УЧЕБНЫЕ ВИДЕОПОСОБИЯ ДЛЯ ШКОЛ
"12 МЕСЯЦЕВ"
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Преподавание физики
Преподавание химии
Преподавание биологии
Преподавание экологии
Преподавание в начальной школе
Преподавание в ДОУ
Патриотическое воспитание
ПОИСК АВТОРА
А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  

 
 

Осень. Изменения в природе

Осень. Изменения в природе

 

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических представлений

у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

(cтарший дошкольный возраст)

 

Используются сюжеты «Приметы осени».

Диск «Двенадцать месяцев. Осень».

Карпова Елена Владимировна, Нессонова Людмила Константиновна, учителя-логопеды ГБОУ детский сад № 735 г. Москвы

 


Из опыта использования познавательных фильмов

при изучении лексических тем по временам года

в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР

 

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произноси­тельной сторон речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологиче­скими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия). В це­лом для детей с ОНР типичны позднее появление экспрессивной речи, резко ограни­ченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов.

        При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

          Необходимость решения проблем нарушения формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи в теоретическом и практическом планах определяет актуальность темы настоящего опыта работы.

      Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние и на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Остановимся подробнее на этой проблеме.

        В последнее время большинство родителей уделяют недостаточно внимания формированию чувственного опыта ребенка, обогащению его представлений об  окружающей действительности. Взрослым кажется, что многие вещи являются для детей  аксиомой, которую не надо доказывать. А между тем педагоги сталкиваются с тем, что ребёнок, приходящий в дошкольное учреждение, не знает элементарных вещей, особенно это касается вербальных определений явлений окружающего мира. У детей с ОНР такая проблема стоит намного острее из-за снижения познавательной активности. Плохо говорящие дети редко задают такое количество вопросов, как их нормально развивающиеся сверстники.  Следовательно, коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает её формирование, а именно с  работы по развитию зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, формированию собственного опыта. Такая работа проводится параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни.

Особое место в работе с детьми с речевой патологией отводится наглядным формам обучения. В нашем детском саду мы постарались значительно расширить рамки наглядного материала за счёт использования видеонаглядности. Демонстрация реальных предметов и явлений дают ребёнку более полное представление об окружающей действительности.

В последнее время в нашем детском саду на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий учителями-логопедами стала использоваться  мультимедийная аппаратура. На данной аппаратуре мы показывали детям различные фрагменты познавательных фильмов Телекомпании СГУ ТВ «Двенадцать месяцев. Весна. Лето. Осень. Зима», рекомендованные для просмотра детям 5–7 лет. Использование наглядности в виде познавательного фильма является незаменимым помощником при ознакомлении детей с каким-либо явлением природы, особенно в условиях города, где педагог лишён возможности продемонстрировать большинство явлений природы.

Данный цикл сюжетов объединён в набор из четырёх дисков, соответствующих временам года: весна, осень, зима, лето. Каждый диск имеет деления на подгруппы, соответствующие своему месяцу. Подгруппа, в свою очередь, делится на сюжеты, длительностью  4–5 минут, посвященные определенному признаку времени года. Строгая дозированность и методическая грамотность видеоматериала даёт возможность педагогу соблюдать нормы СанПина при организации видеопросмотров. Использование стоп-кадра, позволяет детям лучше рассмотреть редкие, быстротечные явления природы.

 

При проведении занятия мы придерживались следующего плана:

1.Организационный момент. Используются варианты: сообщение темы занятия, отгадывание загадок или отбор картинок  о соответствующем времени года и т.д.

2. Основная часть:

2.1. Просмотр фрагмента познавательного сюжета.

2.2. Краткое обсуждение содержания (несколько основных обобщающих фраз, о чём данный фрагмент).

3. Физкультминутка (речедвигательные упражнения, подобранные по тематике).

4. Более подробное обсуждение просмотренного фильма, подкреплённое печатными изоматериалами. Закрепление знаний в игре.

5. Итог занятия. Уточняющие вопросы.

 

Приведём пример конспекта занятия.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ТЕМА: «ОСЕНЬ» (обобщение)

ЦЕЛИ

1.      Закрепление представлений об осени и её приметах.

2.      Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».

3.      Совершенствование грамматического строя речи.

4.      Развитие связной речи.

ЗАДАЧИ

1.      Закрепить представления детей об основных признаках осени.

2.      Закрепить навык подбирать слова, подходящие по смыслу.

3.      Закрепить навык образования относительных прилагательных.

4.      Совершенствовать навык употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.

5.      Формировать временные и пространственные представления.

6.      Совершенствовать умение внимательно слушать и смотреть.

ОБОРУДОВАНИЕ

демонстрационный материал: предметные картинки с изображением осени, деревьев, вазы, цветных ведёрок

раздаточный материал: предметные и сюжетные картинки (приметы осени, разноцветные листья)

технические средства: мультимедийная система, диск с видеозаписью «12 месяцев. Осень», магнитная доска, магниты

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 20–25 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: музыкальный или физкультурный зал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед: Ребята, вы хотите, чтобы произошло волшебство?

Логопед: Для этого нужно назвать слова ласково. Подходим ко мне по одному и называем слово ласково (закрепление навыка употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных).

• солнце – солнышко                      • туча – …                        • дождь – …

• лист – …                                        • птица – …                      • берёза – …

• ветер – …                                       • ветка – …                       • куртка – …

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам пришла… (осень)

Логопед: Нарядилась осень в пёструю одежду и ведёрки с красками взяла.

2.1. ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ФИЛЬМА «ПРИМЕТЫ ОСЕНИ» (Сентябрь).

Логопед: А сейчас давайте вместе нарисуем осень. Я взмахну волшебной кисточкой, и мы превратимся в художников. Закрыли глазки. Раз, два, три – волшебство к нам приходи! Теперь мы с вами художники и можем смело приступать к работе.

Вспоминайте, какие приметы осени назывались в фильме, а помогут нам картинки, которые заменят краски.

2.2. ИГРА «КТО ЗНАЕТ, ТОТ ПРОДОЛЖАЕТ» (закрепление вопросно-ответной формы; закрепление навыка подбирать слова, подходящие по смыслу)

ОСЕНЬЮ встаёт всё позже и греет слабее… (солнце)

ОСЕНЬЮ небо затянуто серыми… (тучами)

ОСЕНЬЮ часто идут долгие, моросящие… (дожди)

Осенью дует сильный, холодный… (ветер)

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  УПРАЖНЕНИЕ «ОСЕНЬЮ» (координация речи с движением; совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимать колени).

Логопед приглашает детей выйти на ковёр, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи,                   Поднимаются на носочки, поднимают вверх

                                                               перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.            Прыгают на носочках, держат руки на поясе.

Долго дождик будет плакать.

Разведёт повсюду слякоть.                 Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,                     

Поднимай повыше ноги.                     Идут по кругу, высоко поднимая колени.

4. Логопед. Немного отдохнули, продолжаем рисовать картину осени.

ОСЕНЬЮ яркие краски у… (деревьев)

ОСЕНЬЮ желтеют, краснеют, опадают… (листья)

Логопед. Облетают листья с веток. Тихо по ветру летят, прямо под ноги ребят!

 Посмотрите сколько листочков упало. Соберём букет из листьев и поставим в вазу. Пожалуйста, каждый выберет себе лист, который ему понравился, назовёт его и поставит в вазу (закрепление навыка образования относительных прилагательных):

Это лист берёзовый.                                    Это лист кленовый.

Это лист дубовый.                                        Это лист рябиновый.

Это лист осиновый.                                      Это лист каштановый.

Логопед: А сейчас продолжим рисовать осень.

ОСЕНЬЮ не поют, прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают в тёплые края… (птицы).

ОСЕНЬЮ стараются спрятаться… (насекомые)

ОСЕНЬЮ готовятся к зиме, запасают корм… (животные)

ОСЕНЬЮ на улице холодно, сыро и люди одевают… (теплую одежду)

ОСЕНЬЮ дети пошли в… (школу)

ОСЕНЬЮ с полей убирают… (урожай). На огороде убирают… (овощи). В саду собирают… (фрукты).

5. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Логопед: Вот мы и нарисовали с вами картину «Осень». Посмотрите, какая красочная, яркая, красивая она получилась. Давайте вспомним ещё раз и расскажем, что же такое «Осень».

ДЕТИ по цепочке читают стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.

Логопед: Молодцы, вы сегодня были замечательными художниками. А сейчас я взмахну волшебной кисточкой, и вы превратитесь в обычных ребят. Закрыли глазки. Раз, два, три – волшебство от нас уйди. Вы снова обычные ребята в детском саду. До свидания, до новых встреч!

      ВЫВОДЫ

1.      Использование познавательного фильма в качестве средства наглядности является незаменимым помощником при ознакомлении детей с каким-либо явлением природы, особенно в условиях города, где педагог лишён возможности продемонстрировать большинство явлений природы.

2.      Строгая дозированность и методическая грамотность видеоматериала позволяет педагогу длительно удерживать интерес детей. У педагога есть возможность, останавливая воспроизведение, задержаться на наиболее интересном или непонятном для детей моменте, повторить его, что особенно важно для детей с ОНР.

3.      После просмотра познавательного фильма дети значительно лучше усваивают знания. Эмоциональные переживания увиденного вызывают у детей потребность в поделиться открытиями и впечатлениями с другими: родителями или сверстниками, ведь для детей это большое событие – «смотреть кино на занятии».

  ЛИТЕРАТУРА

1.      Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

2.      Киселёва Г. А. Книжка – Учишка.  Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4–6 лет. Вып. 1. –М.: Прометей; Книголюб, 2001.

3.      Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

4.      Ходякова М. Если на деревьях листья пожелтели…

 

 

 

 

 

 
 
КАТАЛОГ ВИДЕОПОСОБИЙ
Физика
Биология
Химия
Окружающий мир
Экология
Патриотическое воспитание
Rambler's Top100     Яндекс.Метрика