Зимние изменения в природеОкружающий мир
Урок объяснения нового материала в 3-м классе
Тема: «Зимние изменения в природе»
Сюжет «Тонкое покрывало зимы»
Диск «Двенадцать месяцев. Зима»
Этап урока: актуализация полученных знаний
Сюжет «Снежные кружева зимы»
Диск «Двенадцать месяцев. Зима»
Этап урока: актуализация полученных знаний
Сюжет «Иней»
Диск «Двенадцать месяцев. Зима»
Этап урока: объяснение нового материала
Хлебникова Оксана Александровна, учитель начальных классов, МАОУ Домодедовская СОШ № 4 с УИОП
Цель урока: провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока
Образовательные: закрепление знаний о связи между неживой и живой природой, ознакомление с зимними изменениями в природе.
Развивающие: развитие наблюдательности, связной монологической речи, внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, любознательности, чувства ответственности к окружающему миру, любви к учёбе и труду, бережного отношения к книге; воспитание твёрдой и упорной в работе личности.
Оборудование: учебники, тетради, тесты по окружающему миру 3 класс, магнитная доска, проектор, экран, компьютер, диск «Двенадцать месяцев. Зима»
Этап урока
|
Ход урока
|
Деятельность учащихся
|
Примечания
|
1
|
Подготовка к началу урока.
|
Выравниваются, проверяют свои рабочие места.
|
|
2
|
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
На прошлом уроке мы ходили в гости к зиме, рассматривали её наряды, знакомились с сюрпризами. Расскажите, что мы увидели интересного.
|
Дети загадывают загадки про названия зимних месяцев, располагают их в правильном порядке.
-«Году конец, а начало зиме!»
Вот так загадку загадали мне.
Морозы, и вьюга, и снег во дворе,
К нам в гости приходит зима в …
- По счёту первый он идёт,
С него начинается новый год,
Открой скорее календарь,
Читай, написано …
- Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он …
|
Сюжет
«Тонкое покрывало зимы»
(1,5 мин)
|
|
- Какова продолжительность зимних месяцев?
- Почему в феврале бывает 28 или 29 дней?
- Как животные готовятся к зиме?
-Что приносит зима людям?
|
31, 31, 28 (29).
- Рассуждения о годовом движении Земли вокруг солнца по орбите.
-Рассказы о подготовке животных к зимовке.
-Рассказы о зимних забавах людей.
|
|
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
|
|
3
|
- Вот сколько интересного бывает зимой! А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим,
какие изменения произошли зимой в природе и почему. Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока. Всё занятие мы будем заполнять таблицу основных положений урока, она поможет нам лучше разобраться и всё запомнить. Для начала давайте вспомним, какой бывает природа?
|
Постановка проблемного вопроса.
- Неживая и живая.
|
Сюжет
«Тонкое покрывало зимы»
(1,5 мин)
|
4
|
- Что относится: к неживой природе?
к живой?
- Что первое мы замечаем с приходом
зимы?
- В чём причина изменения
температуры?
|
Рассуждения детей.
-Похолодание.
Рассуждения детей о положении планеты относительно Солнца с учётом угла наклона Земной оси.
|
|
|
-Какая температура зимой?
|
-Ниже нуля. Приведение примеров.
-Изменение осадков, рассказ о снежинках.
|
Сюжет
«Снежные кружева зимы»
|
|
- С изменением температуры связаны и другие составные части природы.
- С изменением осадков можно наблюдать зимние явления. Прочитайте текст на страницах 40–41, выпишите названия зимних явлений природы.
(работа в группах)
-Заслушиваются ответы.
|
- Снегопад, гололёд, метель, вьюга, пурга, изморозь, оттепель.
|
|
|
Давайте посмотрим и определим, что это за зимние явления.
|
|
Демонстрация зимних явлений.
Сюжет
«Иней»
|
|
-Всю землю укрыл снег, а что же под ним?
|
- Рассуждения о промерзании почвы.
|
|
|
- Замёрзла почва, а что стало с растениями и животными?
|
- Рассуждения о состоянии покоя в растительном и животном мире.
|
|
|
- Давайте сначала посмотрим на растения. Какие бывают растения?
Просмотрим сюжет о состоянии растений в зимний период и сделаем выводы.
(работа в группах)
|
- Деревья, кустарники и травянистые растения.
|
|
|
- Что произошло с деревьями зимой?
|
- Сбросили листву лиственные деревья, у них почки, висят ягоды. Продолжают зеленеть хвойные деревья, у них шишки.
|
|
|
- Какие стоят кустарники?
|
- Они без листьев, остались плоды.
|
|
|
- Как проводят зиму травянистые растения?
|
- На земле много семян, у некоторых растений наземная часть отмирает, а корень или луковица продолжают жить, только спят.
|
|
|
- С растениями понятно, а что же произошло с животными?
(работа в группах)
|
- Многие животные спят, некоторые продолжают бодрствовать. Некоторые птицы улетели в тёплые края.
|
|
|
- Чем связаны эти изменения у животных?
- Какие животные уснули на зиму?
- Чем питаются те животные, которые не впали в спячку?
Давайте посмотрим фильм о животных.
|
- Нехватка пищи.
-Медведи, суслики, насекомые, ежи.
- Семенами, веточками, корой деревьев.
|
|
5.
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
|
|
|
|
- Как помогают люди животным перезимовать?
|
- Делают кормушки.
|
|
|
- На уроке труда мы тоже делали с вами кормушки, осталось только сделать крепёж, чтобы их повесить. Вот сейчас мы и доделаем их. А после уроков развесим на улице.
|
Изготовление кормушек.
|
|
6
|
- Вот сколько нового и интересного мы узнали на уроке! И прежде чем подвести итог урока, давайте закрепим наши знания и ответим на некоторые вопросы.
|
Самостоятельная работа.
|
|
7
|
- В начале урока перед нами встал вопрос: какие изменения произошли зимой в природе и почему? Как на него ответить?
-Выставление оценок за работу на уроке.
|
Ответы детей, запись.
|
|
8
|
- Дома вы почитаете, о чём мы говорили сегодня на уроке, в учебнике на страницах 40–43.
|
Запись домашнего задания.
|
|