Природные явления и погода. Облака, виды облаков Окружающий мир
Урок объяснения нового материала в 3-м классе
Природные явления и погода. Облака, виды облаков
Сюжет «Утренний туман и роса»
Диск «Двенадцать месяцев. Лето»
Этап урока: актуализация полученных знаний
Сюжет «Листопад»
Диск «Двенадцать месяцев. Осень»
Этап урока: актуализация полученных знаний.
Сюжет «Облака, дождь и гроза»
Диск «Двенадцать месяцев. Лето»
Этап урока: объяснение нового материала
Хлебникова О. А., учитель начальных классов, МАОУ Домодедовская СОШ № 4 с УИОП
Цели и задачи.
Обучающие: систематизировать знания о явлениях природы, познакомить с различными видами облаков.
Развивающие: развивать навыки наблюдательности, любознательности, внимания.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть прекрасное рядом.
Ход урока
Этапы
урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Работа с
видеосюжетом
|
1. Организа-ционный
момент
|
«Птицы, звери и лиса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг… природа
|
|
|
2. Актуали-
зация
знаний
|
Что такое природа? На какие группы можно разделить природу?
|
Природа – это то, что не создано руками человека. Природа бывает живой и неживой.
|
|
Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем?
|
Узнать, какая погода? Как нам одеться.
|
|
В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то появляется яркое солнышко. Вспомните, как называются такие изменения?
|
Явления природы.
|
|
Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы:
1. О каких природных изменениях идет речь в этом фрагменте?
2. Когда можно наблюдать эти явления природы?
|
Природные явления: утренняя роса, туман.
Утреннюю росу наблюдаем ранним утром летом, туман – летом и осенью.
|
Трансляция видеосюжета «Утренний туман и роса» (3 мин).
Вопросы до просмотра сюжета.
|
Вы посмотрели видеосюжет.
Расскажите, с чем сравнивается туман.
Как разливается туман?
|
Туман сравнивают с «молочным покрывалом», с «белой рекой».
Туман выплывает из леса и медленно разливается над полем.
Удивительными волнами плывет эта белая река.
|
Вопросы после просмотра сюжета.
Стоп-кадр
«Пока не взошло солнце, можно увидеть туман».
Замедленное воспроизведение кадра, где туман выплывает из леса
(2 мин).
|
Какое природное явление наблюдаем на экране?
Посмотрите, как это природное явление оживило и украсило всё вокруг.
С чем сравнивают росу на траве в этом эпизоде?
|
Появилось солнышко, и на паутинке сверкающая роса кажется настоящими гирляндами и переливается драгоценными камнями.
На каждой травке, словно бусинки, развешаны капли росы.
|
Стоп-кадр, где роса украсила паутинку
(1 мин).
Стоп-кадр, где роса украсила травинку
(1 мин).
|
3.
Физминутка
|
|
|
|
|
А какие явления природы наблюдаем в следующем сюжете?
|
Небо затянуто серыми тучами.
Сыплет мелкий дождик.
Главная краска осени – желтая.
Заморозки в начале октября.
|
Трансляция видеосюжета
«Листопад» ( не полностью – 1 мин).
Стоп-кадр, где листья свёрнуты в трубочку.
|
Чтобы предсказывать погоду, ведут наблюдения за разными природными явлениями, например, за состоянием облачности на небе.
|
|
|
4.
Объяснение нового материала
|
Какие облака вам приходилось
наблюдать?
Посмотрите
видеосюжет и выделите три вида облаков, о которых говорится на экране. Заполните таблицу по ходу просмотра материала.
|
Виды
облаков
|
Описа-
ние
|
Когда
появ-
ляются?
|
Кучевые
|
|
|
Перистые
|
|
|
Слоистые
|
|
|
|
Трансляция видеосюжета
«Облака, дождь и гроза» (3 мин).
Только фрагмент, где объясняют различные виды облаков
(до момента «…но вот сгущаются грозовые тучи...»).
|
5.
Закрепле-ние
материала
|
О каких облаках идет речь?
1. Облака хорошей погоды.
2. Тоненькие, прозрачные,
плывут высоко в небе.
3. Закрывают всё небо, несут мелкий моросящий дождь.
|
Кучевые.
Перистые.
Слоистые.
|
|
6. Итог
урока
|
Что нового для себя узнали на уроке?
Что было трудным?
Что бы вы ещё хотели узнать?
|
|
|
|