Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. (1-й курс СПО)
Химия
Тема: Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.
Урок объяснения нового материала 1 курс СПО. 2 часа
Демонстрации
Фрагмент 9.2: Аминокислоты: агрегатное состояние, отношение к воде, отношение к индикатору.
Фрагмент 9.5: Взаимодействие анилина с бромной водой.
Фрагмент 10.1: Растворение белков.
Фрагмент 10.2: Денатурация белков: при нагревании; под действием кислот; под действием солей тяжелых металлов.
Фрагмент 10.3: Цветные реакции: биуретовая и ксантопротеиновая.
Фрагмент 11.4: Отношение полиэтилена к растворам кислот, щелочей и окислителям.
Фрагмент 11.5: Идентификация полихлорвинила по присутствию хлора.
Диск: «Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Часть 5».
Этап занятия: усвоение новых знаний и способов действий. Цель использования сюжетов — демонстрация физических и химических свойств органических веществ.
Дьякова Елена Вадимовна, ГБОУ СПО Политехнический колледж № 31 г. Москвы
Цели
Образовательные
1. Формирование представления о строении, номенклатуре и свойствах аминов, аминокислот и белков.
2. Углубление представления о зависимости свойств веществ от их строения.
3. Углубление умения и навыков составления формул по систематической номенклатуре и написания уравнений реакций.
4. Формирование умений и навыков классификации полимеров и применение их в будущей профессиональной деятельности.
Развивающие
1. Всестороннее развитие личности. Повышение познавательного интереса, вовлечение студентов в образовательный процесс.
2. Развитие компетенций: самоорганизации, самообучения; формирование информационно-коммуникативного блока.
3. Развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
4. Развитие представлений о биологической роли аминокислот и белков.
5. Развитие представления о взаимосвязи научных знаний и будущей профессии.
Воспитательные
1. Воспитание чувства уважения к труду.
2. Повышение интереса к изучению химии в связи с пониманием необходимости химических знаний в будущей профессии.
3. Воспитание ответственности за экологические последствия нарушений правил техники безопасности при обращении с полимерами.
Место урока в разделе: занятие № 35. После него лабораторная работа № 12. «Углеводы. Белки».
Основные термины и понятия: аминогруппа, амины, анилин, аминокислоты, качественные реакции на анилин и белки, полимеры, структурное звено полимера, структура полимеров, белки, денатурация белков, синтетические высокомолекулярные вещества.
Междисциплинарные связи: биология, ОБЖ, материаловедение, специальные дисциплины.
Оборудование: мультимедийная установка с интерактивной доской, DVD «Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Часть 5» производства СГУ ТВ.
Дидактические материалы: комплект справочных материалов.
Формы работы: беседа, лекция с использованием ИКТ.
Этапы занятия
1. Организационный этап
2. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала: актуализация знаний. Постановка познавательной задачи
Форма: беседа. Использование дидактических справочных материалов с таблицами
Вопрос: Какие химические элементы составляют основу органических соединений?
(Ответ: углерод – всегда, водород — в подавляющем большинстве, тогда вещества называют углеводородами)
Классификация органических соединений
1. Углеводороды
· предельные: алканы, циклоалканы – с одинарными связями
· непредельные: алкены, алкадиены, алкины – с кратными, т. е. двойными или тройными связями
· ароматические – с ароматической связью
Вопрос: Какие еще элементы могут входить в состав органических соединений?
(Ответ: может быть кислород — тогда это целый раздел органических соединений)
2. Кислородсодержащие органические вещества:
· спирты
· альдегиды и кетоны
· карбоновые кислоты
· сложные эфиры и жиры
· углеводы
Посмотрим на таблицы и плакат.
Вопрос: Как мы определяем, к какому классу относится вещество?
(Ответ: по наличию определенной функциональной группы. У каждого класса она своя.)
3. Понятие «функциональная группа».
Функциональная группа — это группа атомов, от которой зависят свойства данного класса веществ.
4. Типы химических реакций в органической химии.
Типы химических реакций в органической химии зависят от структуры, типа связи или функциональной группы: присоединение, отщепление, замещение, полимеризация.
Вопрос: Какие органические вещества мы изучали в курсе «Биология»? А какие еще элементы могут входить в состав этих сложнейших органических веществ?
(Ответ: уже называли жиры, углеводы, еще аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты, азот, сера, фосфор и др.)
3. Усвоение новых знаний и способов действий
Форма: лекция с элементами беседы с использованием современных компьютерных технологий. DVD «Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Часть 5» производства СГУ ТВ.
Заключительный раздел в изучении химии – «Азотсодержащие органические вещества». Понятно, что кроме атомов С и Н будет входить в состав еще и N – азот. Чаще всего азот встречается в составе функциональной группы, которую называют аминогруппой – NH2.
Класс веществ, содержащих эту аминогруппу, называют амины.
– Строение и номенклатура аминов. (Изучаем по учебнику)
Зависимость свойств веществ от их строения на примере анилина. По справочным материалам повторить признаки реакции этилена и бензола с бромной водой.
(Этилен обесцвечивает коричневый раствор бромной воды при обычных условиях; бензол взаимодействует с бромной водой в присутствии катализатора.)
Задание: определить признаки и условия реакции анилина с бромной водой. Какой цвет был в начале опыта и осадок какого цвета в конце опыта? Обратите внимание на скорость реакции, наличие дополнительных условий, чтобы сравнить с этиленом и бензолом.
· Демонстрация. Фрагмент 9.5: Взаимодействие анилина с бромной водой
Сделаем вывод: вещества имеют разное строение и типы связи, следовательно, при взаимодействии с одним и тем же веществом ведут себя по-разному.
– Строение, свойства и значение аминокислот и белков
Вопросы: Какие функциональные группы определяют свойства аминокислот, исходя из их названия? О чем говорит изменение или сохранение цвета индикатора?
(Ответы: аминогруппа и карбоксильная группа (карбоновые кислоты); аминогруппа имеет основные свойства, следовательно, окрасит лакмусовую бумажку в синий цвет, а карбоксильная — кислотные, и следовательно, в красный цвет.)
Вопрос: А если есть и те другие группы поровну? Правильный ответ вы дадите после просмотра видеоопыта.
(Ответ: среда должна быть нейтральной, и индикатор цвета не изменит.)
· Демонстрация. Фрагмент 9.2: Аминокислоты: агрегатное состояние, отношение к воде, отношение к индикатору
– Биологическая роль белков. (Краткое повторение изученного в биологии.)
Структурная (клеточные мембраны), каталитическая (ферменты), регуляторная (гормоны), защитная (антитела иммунной системы), энергетическая (пища) и др. Учитывая, что все процессы идут в наших организмах в водных растворах, как белки должны относиться к воде?
· Демонстрация. Фрагмент 10.1: Растворение белков
– Структура белков. (Краткое повторение изученного в биологии с использованием плакатов): первичная, вторичная, третичная, четвертичная
Вопрос: Являются ли белки прочными, устойчивыми веществами? После просмотра видео- фрагмента скажите, как называется разрушение структуры белка и какие факторы к нему приводят?
· Демонстрация. Фрагмент 10.2: Денатурация белков: при нагревании; под действием кислот; под действием солей тяжелых металлов
(Ответ: денатурация, ее вызывает воздействие высоких температур, агрессивных и опасных химических веществ.)
Проблемный вопрос: Мы уже вспоминали сегодня, что у многих веществ есть характерные цветные реакции, по которым их можно распознать. Предположите, где можно использовать качественные цветные реакции на белки.
(Ответ: в экспертизе пищевых продуктов или медицинских средств, в криминалистике.)
Задание: обратить внимание на изменение цвета в реакциях белков для последующей лабораторной работы.
· Демонстрация. Фрагмент 10.3: Цветные реакции: биуретовая и ксантопротеиновая
– Синтетические высокомолекулярные соединения. Классификация, способы получения и распознавания полимеров. (Рассматривались ранее, повторить по учебнику.)
Полимеры или синтетические высокомолекулярные соединения — макромолекулярные цепи. Цепи могут быть линейными или разветвленными, решетчатыми. Пластичность – это способность принимать форму в расплавленном виде и сохранять ее после остывания.
По отношению к нагреванию полимеры делятся на термопластичные (возможно многократное нагревание, придание и сохранение формы без потери качества изделий) и термореактивные (при повторном нагревании разлагаются).
· Демонстрация. Фрагмент 11.4: Отношение полиэтилена к растворам кислот, щелочей и окислителям
· Демонстрация. Фрагмент 11.5: Идентификация полихлорвинила по присутствию хлора
4. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения студентами нового материала
Фронтальный блиц-опрос по основным понятиям урока.
5. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний
Профессиональная значимость изучаемого материала: применение полимеров в техобслуживании, ремонте и эксплуатации автотранспорта, транспортного оборудования. Сообщения по темам «Биополимеры», «Белки». Презентации «Использование полимеров в будущей профессии».
6. Систематизация и обобщение знаний
Зависимость свойств веществ от их строения, наличия функциональной группы. Биологическая роль азотсодержащих органических веществ. Применение знаний о высокомолекулярных соединениях в профессиональной деятельности.
7. Рефлексия. Диагностика результатов урока. Подведение итогов работы группы.
Выставление оценок с учетом активности студентов на уроке, качества выполнения индивидуальной самостоятельной работы (сообщений и презентаций), заданий в тетради.
8. Домашнее задание
Для углубления и закрепления знаний: Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. Для профессий и специальностей технического профиля. Гл.11, 12. – М.: Академия, 2010.
Для выработки умений и закрепления навыков: решение задач.
|