? Сформулируйте правила номенклатуры спиртов.
? Назовите спирты по формулам:
СН3-СН2-СН2-СН2ОН
СН3-СН2-СН ОН-СН3
3. ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ СПИРТОВ.
Организация проблемно-поисковой деятельности. Работа с текстом учебника. Работа в группах.
Задание 1-ой группе. Ознакомьтесь со статьёй учебника (с. 210) Метанол. Опишите влияние метанола на организм человека.
Задание 2-ой группе. Ознакомьтесь со статьёй учебника (с. 210) Этанол. Выпишите ключевые слова.
Задание 3-ей группе. Ознакомьтесь со статьёй учебника (с. 213) Этиленгликоль. Опишите области применения этого спирта.
Задание 4-ой группе. Познакомьтесь со статьёй учебника (с.214) Глицерин. Опишите области применения этого спирта.
Обсуждение результатов.
4. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СПИРТОВ.
Просмотр DVD. Сборник демонстрационных опытов для средних общеобразовательных школ «Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Часть 2» Природные источники углеводородов. Спирты и фенолы/ ООО «Телекомпания СГУ ТВ». г. Москва.
Фрагмент 5.1 Задание №1. На основании просмотренного фрагмента постройте график зависимости растворимости спиртов в воде от строения спирта. Сделайте вывод.
Фрагмент 5.3 Задание №2. На основании просмотренного фрагмента постройте график зависимости скорости реакции взаимодействия спиртов с мет.Na от строения спирта. Сделайте вывод.
Фрагмент 5.4 Задание №3. Пользуясь материалами просмотренного фрагмента, расскажите о физических свойствах глицерина. Сравните со свойствами этанола и метанола. Что общего? В чём различия?
Фрагмент 5.5 Задание №4. Пользуясь материалами просмотренного фрагмента, расскажите о химических свойствах глицерина. Что является качественной реакцией на многоатомные спирты? Составьте схему реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II). Отметьте цвет образующегося глицерата меди (II).
5. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА (можно провести, составив памятку по изученному материалу).
Предполагаемый ответ
Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую слепоту, 5-10 мл спирта достаточно для сильного отравления организма. При попадании внутрь 30 мл возможен смертельный исход. Метанол в школе не применяется.
Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь вследствие высокой растворимости он быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Препарат вызывает тяжёлые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов, психические расстройства. Для проведения опытов учащимся выдаётся в небольших количествах.
Этиленгликоль слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 15-20 мл могут вызвать отравление со смертельным исходом. Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле со стороны учителя или лаборанта.
Первая помощь: очищение, а затем промывание желудка насыщенным раствором соды.
Глицерин нетоксичен.
6. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (выполнение лабораторных опытов; работа в парах).
Исследование химических свойств спиртов.
1. Горение этилового спирта. В фарфоровую чашку налейте небольшое количество этилового спирта. Подожгите спичкой. За пламенем наблюдайте через тёмную плёнку. Гасите пламя при помощи специальной пластинки. Запишите уравнение реакции.
2. Качественная реакция на многоатомные спирты. Выполните опыты, используя инструкцию на с. 215 учебника [1]
? Чем обусловлены химические свойства спиртов?
? Попробуйте сформулировать вывод.
Рефлексия
? Как вы можете использовать полученные знания?
? Изменилось ли ваше отношение к проблемам, поднятым в фильме?
III. Закрепление материала.
Учитель организует дидактическую игру.
На слайде показано игровое поле, состоящее из 12 клеток. Каждой клетке соответствует вопрос. Вопросы различаются по сложности: наиболее простые — 1,4,6,9, наиболее сложные — 3, 8, 10, 11. Клетки с вопросами разной сложности имеют разный цвет.
Учащиеся выбирают вопросы согласно их индивидуальным возможностям и потребностям, т. е. осуществляют сознательный выбор уровня усвоения материала по предмету.
Обсуждение ответов способствует созданию условий для осуществления процесса познания, обмена мнениями и совместной деятельности.
Вопросы
1. Что такое спирты?
2. Какое агрегатное состояние нехарактерно для спиртов при обычных условиях?
3. Какие химические свойства спиртов вы знаете?
4. Какие спирты растворимы?
5. Как можно охарактеризовать физические свойства спиртов?
6. Какие из спиртов ядовиты?
7. Какие свойства метилового и этилового спиртов находят применение?
8. Где применяют спирты?
9. Как называют функциональную группу спиртов —ОН?
10. Как образуют названия одноатомных спиртов?
11. Что такое гигроскопичность?
12. Какова общая формула предельных одноатомных спиртов?
Домашнее задание: §35.
? 1. Напишите эссе, взяв за основу высказывание: «Вино сообщает каждому, кто пьёт, четыре качества: сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и, наконец, свиньи» (Абу-ль-Фарадж).
? 2. В Бразилии, Японии и других странах конструируют двигатели внутреннего сгорания, работающие на спиртах. На каком свойстве спиртов основано это применение? Подумайте, в чём преимущества данного вида топлива.