Первый образовательный
29 апреля 2024, понедельник
Первый образовательный  
ГЛАВНАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧИ КУПИТЬ НА DVD
 
 
СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУКОДЕЛИЯ
ШКОЛА ДОМАШНЕГО ДЕКОРАТОРА
УЧЕБНЫЕ ВИДЕОПОСОБИЯ ДЛЯ ШКОЛ
"12 МЕСЯЦЕВ"
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Преподавание физики
Преподавание химии
Преподавание биологии
Преподавание экологии
Преподавание в начальной школе
Преподавание в ДОУ
Патриотическое воспитание
ПОИСК АВТОРА
А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  

 
 

Устройство учеличительных приборов. Правила работы с ними

Урок-практикум в 6-м классе

«Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними»

Сюжеты:  1.1. Исторический ряд микроскопов. 2.1. Устройство светового микроскопа.

DVD-диск «Общая биология. Цитология»

Хромовских С. Н., учитель биологии ГБОУ СОШ № 2067 г. Москвы

Оборудование и материалы: компьютер, экран или интерактивная доска, проектор, учебный фильм на DVD-диске «Общая биология. Цитология», световые микроскопы для учащихся, штативная и ручные лупы, спелые фрукты и овощи, дидактические задания,  карточки с дополнительной научно-популярной информацией.

Основные понятия и термины: лупа, микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив.

Цель урока: сформировать представления учащихся о многообразии увеличительных приборов и  их значении в истории развития биологии. 

Задачи  урока

1.      Формирование представлений учащихся об истории создания увеличительных приборов  и их значении для развития естественных наук.

2.      Закрепление   навыков работы с  ручной лупой и световым микроскопом.

3.      Формирование умения    самостоятельно оформлять лабораторную работу.

Ход урока

1.      Организационный этап. Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.      Актуализация знаний, создание мотивации.

 Учитель: «Едва рождаясь на свет, человек начинает активно познавать окружающий мир, используя изначально присущие ему методы получения информации типа “посмотреть”, “потрогать”,“попробовать на вкус” и т. д.     До начала XVII в. эти методы были единственным способом получения  информации об окружающем мире. Однако, когда развитие оптики привело к созданию первых телескопов и микроскопов, ученые впервые получили возможность проникнуть далеко за пределы видимости, доступной человеческому зрению. Каждый из вас  уже  знает, что все живые организмы на Земле состоят из клеток. Эти знания вы получили еще в начальной школе  на уроках по окружающему миру. Каким же образом люди узнали о клеточном строении организмов? Что помогло им сделать это открытие?» 

 Ответы учащихся.

Учитель: «Правильно, ребята. Это – увеличительные приборы».

3.      Знакомство с целью  и задачами урока.

Тема урока: «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними» Учащиеся: записывают тему в тетради для лабораторных работ.

4.      Усвоение новых знаний

Учитель: «Перед вами на столе самый простой увеличительный прибор –  ручная лупа. На некоторых столах находятся и штативные лупы.  300 лет назад в Голландии жил торговец сукном Антонио ван Левенгук.  Но торговля его мало интересовала. Он увлекался увеличительными стёклами. Много лет он изготавливал лупы и сделал их сотни. Перед вами на столе находится инструктивная карточка. Прочитайте написанное. Изучите строение ручной и штативной  лупы. Рассмотрите их. Чем различаются штативная и ручная лупы?»

 См. Приложение № 1

Учащиеся сравнивают лупы, отвечают на поставленный вопрос.

5.      Отработка практических навыков работы с ручной лупой

Учитель: «Составьте схему «Строение ручной лупы». Рассмотрите при помощи ручной лупы клетки мякоти томата и яблока. Определите их форму, размеры и цвет. Сделайте рисунки в тетради для лабораторных работ».

6.       Объяснение нового материала

 Учитель: «При помощи лупы мы смогли определить форму,  цвет  и размер крупных клеток. Чтобы изучить строение клеток, нужно использовать более мощный увеличительный прибор – микроскоп. Сегодня трудно представить себе научную деятельность человека без микроскопа. Микроскоп широко применяется в   медицине и биологии. Полученные с помощью микроскопа результаты необходимы при постановке точного диагноза, при контроле над ходом лечения. С использованием микроскопа происходит разработка и внедрение новых препаратов, делаются научные открытия.  Прочитайте информацию в дидактической карточке, а после прочтения  я задам вам вопросы ».

См. Приложение  № 2

Учитель: «Ответьте  на мои вопросы. Что такое микроскоп? Кто и как создал этот прибор?». Ответы детей.

Учитель:  «Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны.  Микроскопы в разное время выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее,  и у них стало появляться много деталей.  Давайте познакомимся с некоторыми микроскопами  и их возможностями. После просмотра фрагмента вы ответите на мои вопросы».

 

Сюжет 1.1. Исторический ряд микроскопов

Учитель:  «Ребята, что можно рассмотреть в световой микроскоп? Какие части клетки хорошо различимы при помощи светового микроскопа? Во сколько раз увеличивает электронный микроскоп?»  Ответы ребят.

 Учитель: «А теперь давайте познакомимся со строением светового микроскопа, который находится у вас на столе. Посмотрите внимательно фрагмент фильма и постарайтесь найти и запомнить все перечисленные части микроскопа».

Сюжет 2.1. Устройство светового микроскопа (Можно показать 2 раза.)

Учитель: «Ребята, назовите основные части светового микроскопа. Чем представлена оптическая часть микроскопа? Как вы думаете, зачем нужно зеркало?». Ответы учеников.

Учитель: «Перед вами на столе находится рисунок светового микроскопа (см.  Приложение № 3).  Подпишите, пожалуйста, все известные вам  части микроскопа. Рисунок вложите в лабораторную тетрадь». Ученики выполняют задание.

Учитель: «Ребята, вы обратили внимание, что у ваших микроскопов несколько объективов? Что на них написано? А что написано на окуляре?». Ответы ребят.

Учитель: «Зная эти значения, можно узнать, во сколько раз увеличивает данный микроскоп. Для этого показание на объективе надо умножить на показание на окуляре».

7.      Отработка практических навыков

Учитель: «Микроскоп – инструмент достаточно хрупкий, и поэтому с ним надо обращаться очень аккуратно. Итак, как же  работать с микроскопом? Поставьте микроскоп ручкой штатива к себе на расстоянии 5–10 см от края стола.  В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейтесь полного освещения поля зрения. Добейтесь яркого света. Молодцы! 

 Хранить микроскоп необходимо в ящике или шкафу. Инструмент нужно покрыть специальным пластиковым чехлом для защиты от пыли. Располагаться микроскоп должен на прочной и ровной поверхности, чтобы он был защищен от случайного падения. Перед тем как убрать микроскоп  на хранение, необходимо убедиться, что все объективы опущены, но не касаются предметного столика. Окуляры должны быть вставлены в окулярные трубки. Микроскоп периодически нуждается в чистке и смазке. Если вы обнаружили пыль на линзах, удалите её с помощью салфетки».

8.      Закрепление знаний и умений

Учитель проводит фронтальный опрос: «С какими увеличительными приборами мы познакомились? Чем отличается ручная лупа от штативной? Назовите составные части микроскопа? Как определить увеличение микроскопа? Как нужно ухаживать за микроскопом?»

9.      Домашнее задание

Изучить § 1 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа, выучить правила работы с микроскопом.

Список литературы

1.      Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения –М.: Дрофа, 2010.

2.      Дубинина Н. В., Пасечник В. В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. В. Пасечника – М.: Дрофа, 2010.

3.      http://mikroskope.ru/take_care.html

 

 

Приложение 1

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите её основные части: увеличительное стекло, выпуклое с обеих сторон и вставленное в оправу и рукоятку. Главная часть лупы – увеличительное стекло.

2. Положите на парту какой-либо мелкий предмет, например карандаш. Возьмите ручную лупу за рукоятку и приближайте к заострённому кончику карандаша, пока вы не увидите четкое изображение грифеля. Ручная лупа увеличивает предметы от 2 до 20 раз.

3. Рассмотрите штативную лупу. Найдите её составные части: два увеличительных стекла в оправе, штатив с предметным столиком и зеркалом.

4.  Найдите отверстие в предметном столике. С помощью зеркала направьте в это отверстие луч света.

5. Положите на предметный столик какой-либо предмет и рассмотрите его с помощью увеличительных стёкол. Штативная лупа увеличивает предметы в 10–25 раз.

Приложение 2

Дополнительная научно-популярная информация.

 «Микроскоп (от греческого mikros – малый и skopeo – смотрю), оптический прибор для получения увеличенного изображения мелких объектов и их деталей, не видимых невооружённым глазом.    В Голландии   350  лет назад  жил очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стёкла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое сыновей. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стёклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стёкла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, вернее сказать, — его дети».

По материалам Михаила Петровича СВЕШНИКОВА «ТАЙНЫ СТЕКЛА»


Приложение № 3.

 

 

 
 
КАТАЛОГ ВИДЕОПОСОБИЙ
Физика
Биология
Химия
Окружающий мир
Экология
Патриотическое воспитание
Rambler's Top100     Яндекс.Метрика