Клеточные мембраны. Мембранные органоиды клетки (10-й класс)Биология
Цитология
Урок объяснения нового материала в 10-м классе
Клеточные мембраны. Мембранные органоиды клетки.
Сюжеты: 1.2. Электронные микрофотографии клеточных органоидов клетки.
2.3. Физиологические свойства клеточной мембраны.
2.1. Устройство светового микроскопа.
2.4. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки.
Диск «Общая биология. Цитология»
Минина З. Б., учитель ГБОУ гимназия № 1517 г. Москвы
Действующие программы базового курса общей биологии в старшей школе (авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина; А. Е. Андреева с соавторами; И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов), рассчитанные на 70 часов в 10 классе, предусматривают изучение клеточного строения живых организмов в объеме 4 – 9 часов. В связи с сокращением предоставляемого времени на изучение биологии приходится ограничиваться минимальным количеством уроков, отведенных на ту или иную тему. Для изучения в 10-м классе темы «Структура и функции клетки» целесообразно выделить 4 часа, распределив их следующим образом:
Урок 1. «Развитие знаний о клетке. Клеточная теория».
Урок 2. «Плазматическая мембрана. Мембранные органоиды».
Урок 3. «Цитоплазма. Немембранные органоиды».
Урок 4. «Особенности клеток прокариот и эукариот».
Так как на предшествующем этапе обучения, в 9-м классе, учащиеся получили основные представления о строении и функциях клеточных органоидов, планирование уроков осуществляется с учетом знаний учащихся по этой теме.
Задачи урока «Плазматическая мембрана. Мембранные органоиды»:
1. Формирование представлений учащихся о микроскопическом строении плазматической мембраны, ее свойствах и функциях.
2. Формирование понятий «плазмолиз», «деплазмолиз», «тургор».
3. Углубление знаний учащихся о строении и функциях мембранных органоидов.
4. Развитие навыков учащихся использовать микроскопическую технику, работать с натуральными объектами, проводить наблюдения.
5. Развитие умения узнавать клеточные органоиды на рисунках, микрофотографиях, видеоматериалах.
6. Развитие умений сравнивать и анализировать, устанавливать связь строения и функций органоидов клетки.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: таблицы «Строение клетки растений и клетки животного», модель «Строение эукариотической клетки», DVD, видеопособие СГУ ТВ «Цитология», микроскопы, покровные и предметные стекла, лабораторные стаканчики для растворов, пипетки, фильтровальная бумага, 10 %-ный раствор хлорида калия, растение элодея.
Ход урока
I. Контроль знаний об основных положениях клеточной теории
Учитель просит учащегося сформулировать положения клеточной теории и раскрыть собственное понимание того, что клетка является биологической системой.
Актуализация знаний о строении и функциях клеточных органоидов. В процессе фронтальной беседы учащиеся дают определение понятия «органоид», называют клеточные органоиды, имеющие мембранное строение, и выполняемые ими функции. При этом используются таблицы и модель клетки.
II. Изучение нового материала
Учитель формулирует проблему: «Возможно ли нормальное функционирование клетки в отсутствие тех или иных клеточных органоидов?» Учащиеся готовят в тетрадях таблицу для заполнения.
Мембранные органоиды клетки
Название органоида
|
Особенности строения
|
Функции в клетке
|
|
|
|
После этого учитель демонстрирует фрагмент DVD-фильма «Электронные микрофотографии клеточных органоидов» (Видеоиллюстрации «Общая биология. Цитология», ч. 1.2). Учащиеся, используя полученную информацию, а также текст учебника Д. К. Беляева «Общая биология», 10 – 11 классы (параграфы 7 – 8, выборочно), вносят в таблицу сведения о ядре, эндоплазматической сети, аппарате Гольджи и митохондриях. Учитель подводит учащихся к выводу, что каждый органоид, выполняя специфическую функцию в клетке, необходим для нормальной ее жизнедеятельности как элементарной биологической системы. Информацию о других мембранных органоидах (лизосома, вакуоль, пластиды) учащимся предлагается внести в таблицу дома (параграфы 8 – 9).
Следующий этап урока посвящен клеточной мембране. Учитель сообщает, что в основе строения мембранных органоидов, а также поверхностного комплекса клетки лежит мембрана. Учащиеся рассматривают рисунок 12 «Схема строения плазматической мембраны» учебника Д. К. Беляева (параграф 7) и слушают рассказ учителя о современных представлениях о мембране. Согласно жидкостно-мозаичной модели, мембраны состоят из жидкого двойного слоя фосфолипидов, в который встроены белки. В тетрадь учащиеся в процессе беседы с учителем записывают основные функции мембраны: барьерную, рецепторную, транспортную. Благодаря перечисленным функциям мембраны регулируют постоянство внутренней среды клеток и органоидов – их гомеостаз. Осуществлению транспортной функции способствует такое свойство мембраны, как избирательная проницаемость. Видеофильм «Физиологические свойства мембраны» (Видеоиллюстрации «Общая биология. Цитология», ч. 2.3) показывает эту способность мембраны на примере инфузории-туфельки.
III. Практическая работа
Учащиеся готовятся к выполнению практической работы «Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке». Они записывают в тетрадях определения: плазмолиз – отставание протопласта растительной клетки от клеточной стенки в результате выхода воды из клетки. Плазмолиз – явление, обратное тургору. Тургор – напряженное состояние клеточной оболочки, создаваемое гидростатическим давлением внутриклеточной жидкости. Деплазмолиз - восстановление нормального состояния протопласта.
С целью актуализации знаний учащихся об устройстве микроскопа учитель демонстрирует фрагмент DVD «Устройство светового микроскопа» (Видеоиллюстрация «Общая биология. Цитология», ч. 2.1.). В качестве инструкции к практической работе учащиеся просматривают фрагмент «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки» (Видеоиллюстрация «Общая биология. Цитология», ч. 2.4). После просмотра фильма учитель поясняет, что меньшая часть молекул воды диффундирует через липидный бислой, а большая часть – через поры, образованные особыми белками.
Затем старшеклассники приступают к выполнению опыта. Они добиваются получения плазмолиза в клетках листа элодеи под действием раствора хлорида натрия, рассматривают растительную клетку при большом увеличении, зарисовывают клетку в тетради с обозначением ее частей (ядро, хлоропласты, цитоплазма, клеточная оболочка, мембрана).
IV. Закрепление знаний
На заключительном этапе урока учащиеся выполняют тест в предварительно разложенном на столах раздаточном материале:
1. Тонкая пленка, состоящая из липидов и белков, обеспечивающая избирательную проницаемость веществ клетки
а) клеточная оболочка б) нить ДНК
в) эндоплазматическая сеть г) плазматическая мембрана*
2. Органоидами дыхания, обеспечивающими клетку энергией, являются
а) митохондрии* б) хлоропласты
в) комплекс Гольджи г) рибосомы
3. За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает:
а) эндоплазматическая сеть б) комплекс Гольджи*
в) клеточный центр г) митохондрии
4. Какая из перечисленных клеточных структур представляет собой разветвленную сеть каналов и полостей и выполняет транспортную функцию?
а) наружная цитоплазматическая мембрана б) митохондрия
в) комплекс Гольджи г) эндоплазматическая сеть*
5. Ядро играет большую роль в жизни клетки, так как оно участвует в синтезе:
а) глюкозы б) клетчатки
в) липидов г) нуклеиновых кислот*
6. Цитоплазматическая мембрана не выполняет функции
а) транспорта веществ б) защиты клетки
в) взаимодействия с другими клетками г) синтеза белка*
7. Плазмолизом называется:
а) отставание протопласта растительной клетки от клеточной оболочки в результате выхода воды из клетки*
б) тургорное состояние клеточной оболочки в результате поступления воды в клетку
в) гибель клетки в результате выхода воды
г) гибель клетки в результате избыточного поступления воды
После выполнения теста учащиеся проводят самопроверку (ответы записаны учителем не доске).
Домашним заданием является завершение работы над текстом параграфов 7 – 9 учебника. Также учащимся предлагается подумать дома над вопросами:
1. Какие проблемы медицины могут быть решены благодаря развитию знаний о строении и функциях биологической мембраны?
2. Почему до сих пор ученым не удалось создать модель избирательно проницаемой биологической мембраны? Какие принципы могут быть положены в основу создания такой модели?
Использование на уроках в старшей школе видеопособия Телекомпании СГУ ТВ «Общая биология. Цитология» способствует успешному решению педагогических задач. Видеофрагменты имеют хорошее качество, содержательны и вместе с тем лаконичны. Они хорошо вписываются в уроки, отображают те наблюдения, которые не всегда удается получить во время урока. Немаловажным достоинством DVD является и то, что они удобны в обращении.
|