Корень. Строение. Функции. (6-й класс)БОТАНИКА
Урок объяснения нового материала в 6-м классе:
Корень. Строение. Функции.
На этапе объяснения нового материала в качестве иллюстрации используются сюжеты
2.1. Внешнее строение корня и 2.2. Клеточное строение корня
из диска «Биология. Анатомия и морфология растений. Часть 1».
Антонова В. В., ГБОУ СОШ №1191, г. Москва
Цели урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе растения, типах корневых систем, особенностях их строения и образования; дать представление о функциях корня; сформировать понятие о зонах корня и их функциях, раскрыть особенности строения различных зон корня на клеточном уровне; продолжить формировать понятие о тканях на примере клеточного строения корня.
Оборудование: гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой, таблица «Клеточное строение корня», видеоиллюстрации «Внешнее строение корня», «Клеточное строение корня».
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Изучение новой темы.
На доске написаны слова: якорь, насос, вода.
Ребята, как вы думаете, к какому органу растения подходят эти слова? Почему?
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма, а потом вы мне скажете, какие же функции выполняет корень.
Фрагмент фильма «Внешнее строение корня» (сюжет с начала по 20 сек.). На 20-й секунде нажимаем кнопку «Пауза».
Запись в тетради.
Функции корня.
1) укрепление в почве растения;
2) обеспечение водой и минеральными веществами;
3) накопление питательных веществ.
(добавляется позже)
Теперь мы узнаем: какие бывают корни?
Фрагмент фильма «Внешнее строение корня» (с 21 сек. по 1 мин. 10 сек.). Вновь включаем кнопку «Просмотр». Смотрим 50 секунд видеофрагмент и вновь нажимаем кнопку «Пауза».
Запись в тетради.
Рисунок с подписями.
В течение жизни у растения формируется много корней. Они образуют корневую систему.
Посмотрите на гербарные материалы и скажите, чем различаются корневые системы?
Давайте посмотрим фрагмент фильма и проверим наши предположения.
Фрагмент фильма «Внешнее строение корня» (с 01 мин. 21 сек. по 03 мин. 46 сек.). Вновь включаем кнопку «Просмотр». Смотрим видеофрагмент до его логического конца и вновь нажимаем кнопку «Пауза».
Запись в тетради.
главный корень, боковые и придаточные придаточные и боковые корни
двудольные растения однодольные растения
А скажите мне, пожалуйста, кто запомнил, о какой функции рассказывалось во фрагменте?
Молодцы! Запишем ее в функции корня.
Теперь мы с вами узнаем, как корень устроен внутри. Сначала начертим в тетрадях таблицу.
Зоны корня
|
Строение корня
|
Функции корня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смотрим следующий фильм «Клеточное строение корня» и одновременно заполняем таблицу с применением «Паузы».
Фрагмент фильма
(«Пауза» на указанных секундах просмотра и поэтапное заполнение таблицы)
|
Зоны корня
|
Строение корня
|
Функции корня
|
00.10 – 00.23
|
Корневой чехлик
|
Покровная ткань
|
Защита
|
00.24 – 00.37
|
1. Зона деления
|
Образовательная ткань
Мелкие клетки
|
Постоянно делятся
|
00.38 – 00.55
|
2. Зона роста
|
Образовательная ткань
Клетки с вакуолями
|
Рост в длину
|
00.56 – 01.18
|
3. Зона всасывания
|
Основная ткань
Корневые волоски
|
Поглощение воды
|
01.19 – 02.15
02.16 – 02 .45 (функции ксилемы и флоэмы)
|
4. Зона проведения
|
Проводящая ткань
ксилема-
флоэма-
камбий-
|
Проведение веществ
Вода с растворёнными минеральными солями вверх
Органические вещества от листьев
вниз
Рост в толщину
|
3. Закрепление материала.
4. Домашнее задание.
|